Игры по профилактике наркомании
(для старшеклассников)
Игра «Рисунок»
Учащимся, на каждые 2-4 человека, выдается заранее приготовленный рисунок карикатурного изображения человека, употребляющего наркотики, вокруг которого размещены вопросы с местом для ответов. Задача учащихся в том, чтобы, исходя из своих впечатлений и вновь полученной информации, описать как они представляют наркомана. Как он выглядит? Что он думает?
Как он говорит? Что он хочет?
Как он действует? Что он чувствует?
В процессе игры отражается степень усвоения полученной информации и формируется негативный образ человека, зависящего от наркотиков. По окончании игры проводится анализ и обсуждение различных мнений.
Итоговая часть занятия должна состоять из краткого повторения наиболее важных вопросов, связанных с формированием мотивации на отказ употребления психоактивных веществ в немедицинских целях. Материал подкрепляется видеосюжетами на соответствующую тему и обсуждением увиденного.
ИГРА «ВЕРЕВОЧКА»
Двум игрокам, один из которых условно «за алкоголь», другой «против» в руки дается веревка. По сигналу ведущего каждому предлагается тянуть веревку к себе, кто перетянет. Далее, каждый из играющих просит помощи у своих товарищей, и перетягивание повторяется. Результаты игры обсуждаются в зависимости от того, чья команда побеждает. Игра демонстрирует влияние лидера и группы на формирование определенных установок и поведения.
ИГРА – ТЕСТ «МЛАДЕНЕЦ»
Цель: формировать у подростков чувство ответственного родительства.
Необходимый материал: сырые яйца, фломастеры, цветная бумага.
Ход игры:
Предлагаем подросткам пройти тест на «Ответственное родительство». Для этого желающие берут себе сырое куриное яйцо. С этого момента яйцо считается «младенцем». Правила общения с ним: каждому «младенцу» надо дать имя, выписать свидетельство о рождении, нарисовать лицо, элементы одежды, возможно обустроить его жилище и т.д.
В процессе игры необходимо обращаться с яйцом как с младенцем (грудным ребенком): всюду носить его с собой, постоянно помнить и заботиться, нельзя оставлять без присмотра более 15 минут. Его надо беречь, ведь он очень хрупкий.
По окончании теста (2-3 дня) обсудите с ребятами, что они чувствовали, как это опыт повлиял на их обычный ритм жизни, насколько такое занятие отражает реальную ситуацию молодых родителей? Какие обязательства у них появились, какие трудности испытали? Вместе с ребятами сделайте вывод о том, что родительство – это ответственный выбор. Примечание: очень важно продумать момент расставания «родителей» с «младенцем». Поощрите всех, кто удачно прошел тест и предложить отдать повзрослевших «детей» в детский сад.
Квест- игра «Мир без наркотиков»
Команды по группам собираются в музыкальном зале. Получают маршрутные листы. И отправляются по станциям- выполнять задания. Потом все вместе снова собираются около центрального входа, где подводится итог игры.
Станции:
- « Плакат»
- «Кричалки»
· «Живая скульптура»
· «Письмо другу»
· «Аргументы»
- «Блеф-клуб»
- «Закон и наркотики»
- «Горячий мяч»
Ведущий: Здравствуйте ребята! Позвольте я прочитаю вам небольшое стихотворение и вы поймете зачем мы сегодня здесь собрались.
Осторожно, здесь наркотик!
Осторожно не шути!
Лучше выбрось эту гадость
И беги, беги, беги!
Не бери ты это в руки,
Берегись, как злой чумы.
Избежишь смертельной муки,
Что стоит на грани тьмы!
Спорт, любовь, работа, люди –
Сколько разного вокруг,
Выбирай, решайся, ну же:
Кто твой друг, а кто злодей!
Я предлагаю вам сегодня поучаствовать в квест-игре «Мир без наркотиков», а тема нашей игры, как вы уже поняли, будет наркотики.
Наркомания – болезнь, которая распространяется со скоростью эпидемии. Число тех, кто оказался в наркотическом плену, исчисляется уже миллионами. Самоубийств и преступлений, совершаемых в состоянии наркотического опьянения, с каждым годом все больше.
Наркотик – это сильно действующие природные, в основном растительные, а также синтетические вещества, парализующие деятельность ЦНС, вызывающие искусственный сон, иногда неадекватное поведение и галлюцинации, а при передозировке потерю сознания и смерть.
Для проведения соревнования рассказать названия своих команд.
Станция «Блеф-клуб»
Материалы: карточки с вопросами.
Процедура: На станции ведущий задает всем командам одинаковые вопросы. За каждый правильный ответ команда получает приз.
Система оценки: количество баллов соответствует количеству правильных ответов. Максимум - 16 баллов.
Варианты вопросов: Верите ли вы, что:
- Алкоголь - это стимулирующее средство, его употребление ведет к поднятию бодрости духа (нет)?
- Алкоголь - это депрессант, он угнетает деятельность головного и спинного мозга?
- Зависимость от наркотиков - это просто состояние души (нет).
- Зависимость от наркотиков - реальна, она бывает одновременно физической и эмоциональной.
- Если, выпив, вести машину небезопасно, то, накурившись марихуаны, вести машину вполне возможно (нет).
- Исследования показывают, что навыки управления автомобилем ухудшаются на период 4-6 часов после выкуривания одной сигареты с марихуаной, есть авторы, которые утверждают, что пик нарушения приходится на момент, когда исчезают первые признаки «охмурения».
- Впервые пробуя наркотики, подростки обычно достают их у незнакомых людей, которые старше их (нет)
- Обычно молодые люди, которые впервые пробуют наркотики, получают их от своих друзей.
- Если вы хотите протрезветь, то чашка горячего свежего черного кофе, свежий воздух или холодный душ помогут вам (нет)
- Ощущение, что ты протрезвел, действительно возникает, но количество алкоголя в крови не меняется, и, следовательно, скорость реакции, внимание и поведение будут, как у пьяного человека.
~ Опьянение от пива легче, чем опьянение от водки (нет)
Пиво, вино и крепкие спиртные напитки - все содержат алкоголь, и, следовательно, эффект один и тот же.
- Марихуана помогает увеличить творческий потенциал и стимулирует учебу (нет).
Марихуана ухудшает способность курильщика сосредоточивать внимание, поэтому она мешает учебе.
- Когда беременная женщина пьет или употребляет наркотики, это влияет на здоровье ее новорожденного ребенка (да).
Любой наркотик, включая алкоголь, который употребляет беременная женщина, проникает через плаценту в плод.
- Люди не умирают от алкогольного отравления (нет).
Люди умирают от чрезмерной доли алкоголя.
- Марихуана вызывает привыкание (да).
Марихуана - это наркотик, который вызывает привыкание.
~ Следы употребления марихуаны можно обнаружить в организме человека в течение одной недели после выкуривания одной единственной порции (да).
Следы употребления марихуаны могут быть обнаружены в организме в течение одной недели после выкуривания одной сигареты
~ Подростки, которые начинают пить алкоголь до 15 лет, подвергаются в два раза большему риску начать употребление наркотиков, чем те, кто попробовал алкоголь, будучи взрослым (да).
Исследования показывают, что, если человек начинает употреблять алкоголь до 15 лет, то он подвержен большему риску столкнуться с проблемой наркомании.
- Если людям нравиться само состояние опьянения, то существует большая вероятность того, что они станут алкоголиками (да).
Человек, не чувствующий опасности, не подготовлен к принятию правильного решения
- Для того, чтобы согреться, можно принять рюмку алкоголя (нет).
Употребление рюмки алкоголя взывает расширение кровеносных сосудов у поверхности кожи, хотя это создает ощущение тепла, организм на самом деле быстро теряет тепло, тем самым вызывая переохлаждение тела.
Станция «Плакат»
Материалы: толстые фломастеры трех цветов
- красный, синий, зеленый, черный фломастер может использоваться вместо одного из основных цветов, листы бумаги по 0,5 ватманского листа, столы, желательны стулья.
Процедура: задание выполняется в 2 этапа
1. Каждой команде предлагается придумать и нарисовать плакат антинаркотического содержания. При этом необходимо соблюдать следующие требования: использовать только три цвета; не изображать атрибуты, имеющие отношение к употреблению наркотических средств (шприцы, иглы, таблетки и т.д.).
Время: 10 мин..
Критерии: оценивается идея, воплощение (эстетичность), защита (оригинальность, понятность], учитывается массовость при выполнении задания. Оценку ставят ведущие.
Станция «Кричалки»
Материалы: авторучки, писчая бумага, 2 стола, ведущим желательно иметь на станции пример «кричалки». Процедура: 2 этапа.
1. Командам дается задание придумать несколько речевок или коротких стишков (не более 4 строчек, рифма желательна) антинаркотического содержания.
Время: 10 минут.
2.Придуманные «кричалки» нужно произнести всей командой хором. Команды исполняют это по очереди, как бы соревнуясь друг с другом.
Время: 4 минуты
Система оценки: оценивается количество речевок, содержание, возможность хорового воспроизведения. Баллы начисляют за количество, добавляя по 0,5 балла за соответствие двум остальным критериям. Оценку осуществляют ведущие.
Станция «Я и вредные привычки»
По горизонтали:
3. Род многолетних и однолетних растений семейства Паслёновые (Solanaceae). Содержит никотин, культивируется как наркотическое средство, вызывающее кратковременную эйфорию.
5.Табак вредно действует на организм в первую очере6дь на…
6.У курильщика страдает запоминательная функция…
7.Кладовая памяти человека рассчитана на хранение огромного количества….
10.Дым содержит угарный…
По вертикали:
1.Опасная болезнь, связанная с постоянным употреблением психотропных веществ;
2.Самая распространенная болезнь легких у курильщиков;
4.Психотропные вещества;
5.Вдыхание дыма тлеющего табака-это…
6. Сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности, которые «побуждают совершать какие-нибудь действия, поступки».
8. Состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни (подробное рассмотрение определений здоровья приведено ниже).
9. Заболевание, разновидность токсикомании, характеризующееся пристрастием к этиловому спирту, с психической и физической зависимостью от него.
Время: по 4 минуты на команду.
Система оценки: 0,5 балла за правильный ответ, максимум -5 баллов.
Критерии: массовость, артистизм, оригинальность идеи, убедительность защиты.
Ответы к кроссворду:
По горизонтали: 3. табак 5. нервы 6. память 7. информации 10. газ |
По вертикали: 1. наркомания 2. туберкулез 4. наркотики 5. никотинизм 6. привычка 8. здоровье 9. алкоголизм |
Кроссворд «Вредные привычки и их влияние на здоровье человека»
<sup>1</sup> |
|||||||||||||||||||
<sup>6</sup> |
|||||||||||||||||||
<sup>4</sup> |
|||||||||||||||||||
<sup>9</sup> |
|||||||||||||||||||
<sup>2</sup> |
<sup>5</sup> |
||||||||||||||||||
<sup>3</sup> |
|||||||||||||||||||
<sup>8</sup> |
<sup>10</sup> |
||||||||||||||||||
<sup>7</sup> |
|||||||||||||||||||
Станция «Письмо другу»
Материалы: авторучки, писчая бумага, столы, стулья, помещение на 40 человек.
Процедура: участников просят сесть за столы и за 10-12 минут подумать и записать свои размышления на тему: «Я и наркотик. Это реально?» Форма сочинения может быть любая "например, в форме письма близкому другу). Необходимо объяснить участникам, что их записи анонимны и не будут оцениваться в игре. Можно сказать участникам, что лучшие (самые искренние) сочинения будут включены в книгу для подростков и т. д. Кроме того, это поможет взрослым узнать их реальное, а не «правильное», «плакатное» отношение к наркотикам. Система оценки: письма не оцениваются.
Станция «Горячий мяч»
Материалы: 2 мяча. Процедура: проводится в 2 этапа. Команды встают каждая в свой круг
Ведущий объясняет правила:
1этап
- «Сейчас у вас есть время - 5 минут - для того, чтобы обсудить, кто или что может защитить подростка от употребления наркотиков, а также каким образом он сам может уберечь себя. Может быть, это определенные качества его личности, а может быть, некие обстоятельства его жизни». Если есть вопросы, ведущий отвечает на них.
2 этап
- Каждая команда получает по мячу. Ведущий говорит «Знаете, что такое «горячий мяч»? Его нельзя долго держать в руках, так как можно обжечься. Сейчас вы будете перекидывать друг другу мяч как можно быстрее. Получая мяч, вы должны быстро назвать одну из причин, защищающих подростка от наркотиков, например (приводит), а затем также быстро перекинуть его любому игроку. Человек, который замешкался, или совсем ничего не сказал, выбывает из игры. Ваша задача сохранить как можно больше членов команды,
действуя максимально быстро. Вопросы?» Выигравшей считается команда, где осталось большее количество игроков. Ведущий также следит за тем, чтобы ребята не повторяли одну и ту же причину «защиты».
Система оценки: количество оставшихся игроков и призовой балл команде, которая играла с мячом дольше.
Станция «Аргументы»
Материалы: не нужны. Процедура: проводится в 2 этапа.
1. Командам предлагается в течение 1-2 минут придумать и обсудить между собой максимальное количество доводов в пользу отказа от употребления наркотиков.
2. Команды располагаются друг напротив друга, договариваются об очередности - кто начнет первым. Далее задание выполняется следующим образом: 1 участник одной команды называет один довод, после этого свой довод приводит участник противоположной команды и т. д. Доводы не должны повторяться, желательно, чтобы высказалось как можно больше
участников.
Победившей считается команда, которая привела последний довод.
Система оценки: оценивается количество приведенных доводов, а также добавляются призовые баллы за массовость (чем большее число участников называло причины «неупотребления», тем выше балл).
Если участники выполнили задание слишком быстро, можно попросить проигравшую команду придумать и провести интересную игру для всех, прямо сейчас, или что-нибудь другое (на усмотрение ведущих). При этом добавить балл: проигравшим - за интересную выдумку, и победившим в ходе проведенной игры.