РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ».
Цель – приобщение детей к доступной трудовой деятельности и формирование у них положительного отношения к труду взрослых, через семейное воспитание
Задачи:
сформировать у родителей представление о роли трудового воспитания в развитии ребенка и возможностях трудового воспитания младших школьников в семье;
ознакомить родителей с формами и способами трудового воспитания детей младшего школьного возраста в семье;
познакомить с опытом трудового воспитания в семьях.
Методические указания
Подготовительная работа:
I. За неделю до родительского собрания классный руководитель проводит анкетирование учащихся и родителей, делает его анализ (Приложение).
II. Классный руководитель изучает научно-методическую литературу по проблеме трудового воспитания младших школьников в семье, вырабатывает свои представления о форме, ходе, решении родительского собрания.
III. Классный руководитель продумывает способы активизации участия родителей в обсуждении рассматриваемой проблемы.
Оформление, оборудование:
на доске написаны слова К.Д. Ушинского: «...Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни»;
в центре классной доски изображено дерево без листьев и плодов;
таблички в форме листьев дерева с надписями: «Цели», «Задачи», «Домашние поручения», «Полезные советы», «Труд не понарошку»;
вырезанные из картона «яблоки», к которым приклеены картинки с изображением детей, участвующих в различных видах трудовой деятельности;
при наличии соответствующих возможностей подготовить видеофильм «Наши дети трудятся».
I. Основная часть.
Вступительное слово классного руководителя.
Эпиграфом к нашему собранию будут слова К.Д. Ушинского: «...Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни». Сегодня мы будем говорить о трудовом воспитании детей в семье.
Классный руководитель обращает внимание родителей на дерево, которое изображено на доске. В данный момент на этом дереве нет ни листьев, ни плодов. Но они могут появиться в процессе нашего обсуждения. Также сообщается, что есть таблички-листики с названиями этапов нашей совместной работы на собрании. Постепенно эти «листики» будут прикрепляться к изображению дерева.
Определение целей и задач трудового воспитания в семье.
Многих родителей интересует вопрос – когда начинать трудовое воспитание ребенка? И нужно ли оно вообще?
Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателя большого терпения.
Основы трудового воспитания закладываются в семье. Трудовое воспитание ребенка происходит тогда, когда он начинает понимать, что вокруг все близкие что-то делают. Сестра (брат) моет посуду, мама моет окна, папа ремонтирует машину. И чем слаженней выполняется домашняя работа, тем скорее ребенок захочет проявить свое участие в ней. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.
Основная задача семьи в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие.
Необходимо помочь ребенку ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость оттого, что его деятельность полезна окружающим. Труд для ребенка не менее привлекателен, чем игра. Можно использовать труд-игру как средство развития активности детей.
С первых дней обучения в школе учитель обращает особое внимание на трудовую подготовку, самостоятельность, исполнительность, готовность браться за дело и доводить его до конца. Если ребенок не приучен к труду, самостоятельности, то в работе с ним возникают осложнения – он отстает от других детей, требует постоянного внимания к себе.
Каждая семья имеет свои особенности. (Примеры родителей).
В процессе трудовой деятельности формируются морально-волевые качества (трудолюбие, дисциплинированность, желание доводить начатое дело до конца и т.п.). У детей младшего школьного возраста важно заложить стремление быть трудолюбивым.
Главное – непосредственное участие детей в труде. Только в процессе труда, при активном участии ребенка воспитывается трудолюбие, формируются трудовые умения и навыки. Даже самый непривлекательный, труд может оказаться интересным и приятным делом для ребенка. Думаю, что каждому родителю хочется, чтобы процесс трудового воспитания ребенка был эффективным, успешным.
Классный руководитель прикрепляет листья «Цели», «Задачи» на изображение дерева.
Родители вносят свои предложения об ориентирах трудового воспитания. Мнения родителей записываются на доске напротив приклеенных табличек-листиков.
«Труд не понарошку».
Классный руководитель прикрепляет к дереву табличку-листик «Труд не понарошку». Больших усилий от учителя требует работа с детьми, у которых родители воспитывают потребительское, беззаботное отношение к тому, что добывается трудом взрослых. Родители не всегда задумываются над последствиями такого воспитания. Добрые намерения, стремление дать ребенку как можно больше благ, освободить от забот о себе, домашнем хозяйстве наносят вред воспитанию личности. Ребенок привыкает беспечно и равнодушно относиться к материальным ценностям, привыкает к праздности и безответственности. «Привычка праздной жизни для человека хуже всех бедствий в жизни. Поэтому важно, чтобы дети приучались с юных лет работать», – отмечал Л.Н. Толстой. Не случится ли так, что, привыкнув к поблажкам, ребенок, став взрослым, будет избегать труда.
Классный руководитель анализирует результаты анкетирования. Из анкет мы видим, что не у всех детей в нашем классе сформированы трудовые навыки по работе дома. Есть дети, у которых эти навыки не сформированы совершенно. Но есть дети, которые приучены к домашнему труду, и с удовольствием его выполняют.
Мы посмотрели с вами, как обстоят дела с формированием трудовых навыков дома, теперь давайте заглянем к нам в класс. Как вы знаете, кроме учения, в нашем классе большое внимание уделяется трудовому воспитанию. Каждый учащийся имеет определенное поручение (цветовод, санитар, библиотекарь и т.д.).
Помимо поручений происходит дежурство. У дежурных имеется ряд обязанностей, с которыми дети познакомлены в начале учебного года (перед уроками проверь чистоту класса, намочить губку перед началом уроков, следить за чистотой доски на перемене, смотреть за порядком в классе, перед уроками трудового обучения и изобразительного искусства помочь одноклассникам приготовить рабочие места и т.д.).
Классный руководитель сообщает, что дети дежурят в парах, что позволяет научить детей помогать друг другу, учатся сотрудничать, договариваться и это развивает коммуникабельность.
В начале года ребятам необходимо было всегда напоминать о том, что он дежурный, что необходимо сделать, то уже на сегодняшний день дети каждое утро самостоятельно подходят к графику дежурства, смотрят кто дежурный, самостоятельно принимаются за выполнение своих обязанностей.
С начала учебного года отражаются успехи дежурства по классу на экране «График дежурства». Учащиеся предложили провести конкурс на лучшего дежурного, что будет поспособствовать тому, что дети стали стремиться к выполнению обязанностей дежурного с трепетом.
Задача состоит в том, чтобы превратить самообслуживание и бытовой труд для них в привычную повседневную обязанность, перерастающую в потребность. Но если она организована с элементами игры, если сравнивать и проверять, кто лучше и быстрее выполняет свое задание, если работу распределять между всеми членами семьи небольшими порциями, тогда все и всеми будет делаться с удовольствием, быстро и качественно. А главное, у ребят будет развиваться трудолюбие как основная черта их нравственного облика и как основа будущего выбора профессии.
Задача школы не только дать учащимся знания, но самая главная задача – это социализация ребенка. Немаловажную роль в этом играет и дежурство.
«Домашние поручения».
У ребенка в семье должны быть постоянные обязанности: самому заправлять постель, следить за состоянием обуви и одежды, подавать на стол хлеб, мыть посуду и т.п. Родители должны терпеливо учить, показывать, не ругать и не наказывать за некачественно выполненную работу. Больше помогать и поощрять, давать возможность ребенку испытать удовольствие от выполненной работы. Домашние дела – прекрасная тренировка для ребячьих рук.
Родители предлагают варианты поручений, используемых в практике воспитания своих детей. Классный руководитель прикрепляет табличку-листик «Домашние поручения», а затем анализирует результаты анкетирования родителей. Например, отмечает то, что родители и дети часто работают вместе, наиболее распространенными поручениями являются помощь в уборке квартиры, забота о младших, мытье посуды, уход за домашними животными и др. Отмеченные поручения записываются на доске напротив таблички-листика «Домашние поручения».
Классный руководитель прикрепляет на изображение дерева табличку-листик «Полезные советы».
Родители делятся своими советами, которые записываются на доске напротив соответствующего листика. Затем классный руководитель по мере необходимости дополняет список своими советами. По мнению педагога, полезными могут быть такие советы.
1. Будьте последовательны в своих требованиях.
2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына или дочь, несколько раз выполните поручение совместно.
4. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности.
5. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.
II. Подведение итогов собрания.
Предлагаю завершить наше коллективное обсуждение проблем трудового воспитания в семье словами К.Д. Ушинского: «Лучшая форма наследства, которую мы оставляем детям и которую не могут заменить ни деньги, ни вещи – это трудолюбие».
Классный руководитель приклеивает на изображение дерева «яблоки» с фотографиями участия детей в различных видах трудовой деятельности (или можно показать видеофильм «Наши дети трудятся).
Список использованных источников
Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников. М., 1985.
Кушаев И.А. Мир детства. М., 1988.
Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. М., 1987.
Приложение.
Анкета для учащихся.
1. Помогаешь ли ты дома?
2. Есть ли у тебя постоянные поручения по дому?
3. Какие это поручения?
4. Охотно ли ты их выполняешь?
5. Поощряют ли тебя за это родители? Как?
6. Наказывают ли тебя родители за невыполнение поручения? Как?
7. Выполняешь ли ты вместе с родителями какую-либо работу?
8. Если «да», то какую?
Анкета для родителей.
1. Помогает ли вам ребенок по дому?
2. Есть ли у вашего ребенка постоянные поручения по дому?
3. Если поручения существуют, то какие?
4. Охотно ли ваш ребенок их выполняет?
5. Поощряете ли вы ребенка за выполнение домашних обязанностей (поручений)? Если «да», то каким способом?
6. Наказываете ли вы ребенка за невыполнение поручений? Если «да», то каким способом?
7. Выполняете ли вы вместе с ребенком какую-либо работу?
8. Если «да», то какую?