Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Практический материал по духовно-нравственному воспитанию для дошкольников

Дата: 13 июля 2023 в 16:30

Практический материал

по духовно-нравственному воспитанию для дошкольников

 «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

В.А.Сухомлинский

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности.

Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.

Задачи:

  • приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,
  • раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,
  • активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде, опосредованных отношением к Творцу,
  • формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,
  • охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей.

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:

  • чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;
  • цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире люде;.
  • знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождественские Святки, Масленица, Пасха);
  • тематические выставки детского творчества;
  • экскурсии на природу (красота Божьего мира).

Сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом – ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому нашу работу по духовно-нравственному воспитанию мы начинаем с воспитания любви к матери посредством:

– чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость,

жертвенность ради своего ребенка, которые учат детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней: «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Материнская любовь» корейская сказка.

– бесед: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме»

– заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек;

– творческие работы – портреты мам или всей семьи из разных материалов;

– совместные мероприятия детей и мам.

Интеграция духовно-нравственного воспитания проходит в различные виды детской деятельности:

  • игровую: проведение сюжетно-ролевых, дидактических, конструктивных, подвижных, народных игр.

В организации сюжетно-ролевых игр учитывается нравственная сторона ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив.

  • продуктивную деятельность: изготовление поделок, рисунков для родных и именинников, к православным праздникам;
  • театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил»), («Давай помиримся»).

Для работы с родителями используется консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, предлагается перечень литературных произведений для семейного чтения.

В целом, мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить духовно-нравственный потенциал в вопросах православного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей к духовной жизни ребенка, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.

Православные праздники

РОЖДЕСТВО И СВЯТКИ

Рождество-7 января Святки- с 7 по 19 января
Рождественской недели
Скрипучие шаги.
Нецелевые цели
Под вектором ноги.
Рождественских морозов
Вполне раешный стиль
И воздух - бело-розов
И сладок, Как ваниль....

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО – один из самых главных христианских праздников. В нашу жизнь Рождество «вернулось» совсем недавно. В недалеком прошлом о нем не принято даже было упоминать, зато сейчас это один из немногих государственных праздников.

– Ребята, что вы знаете о Рождестве?

Рождество издавна сопровождалось красочными народными обычаями: колядки, ряжение.

В гости на Рождество принято звать самых близких людей, но это не значит, что не могут собраться друзья и знакомые. Важно, чтобы всем было хорошо в этот праздник, и никто не должен скучать в одиночестве.

В этот праздник принято колядовать.

– Вы можете сказать, что такое колядки?

Колядки - это специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Мало кто знает сейчас эти песни. Но почему бы в весёлой, шутливой форме не поздравить хотя бы соседей? А те за поздравления и шутки - прибаутки угостят печеньем, пряниками, конфетами. В старину колядовщики пели: «Ты нас будешь дарить - мы будем корить! Коляда, коляда! Подавай пирога!».

Ой, да каждой зимушкой

Мы с подружкой Зинушкой,
Шутками заряжены,
Всюду ходим ряжены...
Всласть поем- стараемся,
А не повторяемся:
Все наши колядочки
Собраны в тетрадочке.

                                                        ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА                   

7 дней, за 8 недель до Пасхи Февраль - март

Начинаем проводы зимы -
И согласно праздничной программе
До ворот проводим зиму мы.
А весна уже не за горами.

МАСЛЕНИЦА – самый веселый, шумный народный праздник. Каждый день недели имеет свое название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать. Конечно, сейчас трудно соблюсти все обычаи и обряды, но узнать о них будет интересно многим. Ведь Масленица - это не только блины, которые бывали в прежние времена и дома, и в гостях, и в

трактире, и прямо на улице. В Масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это и направлены все масленичные традиции.

Понедельник – «встреча». В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные горки: чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех над горкой, тем лучше будет урожай.

Вторник – «заигрыш», в это день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами.

Среда – «лакомка». Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: «Что есть в печи - все на стол мечи!» на первом месте в ряду угощений, конечно, блины.

Четверг – «разгуляй». Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают катание на лошадях «по солнышку» ( по часовой стрелке вокруг деревни). Главное мужское дело в этот день - оборона снежного городка. Мужчины и молодые парни с азартом включаются в битву, а женщины, старики и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков.

Пятница - «тещины вечера», в этот день зять едет «к теще на блины», а теща зятя привечает, угощает.

Суббота – «золовкины посиделки». Ходят в гости ко всем другим родственникам, и опять угощение - бесчисленные блины.

Воскресенье – «прощеный день». В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу.

Зиму принято изображать в виде соломенного чучела, обряженного в женское платье. В начале Сырной недели чучело с комической торжественностью встречают, а в последний день с шумом, смехом, плачем и шутками сжигают на огромном костре.

ПАСХА

(Март – Апрель)

Православные христиане называют этот день «праздником праздников и торжеством торжеств». Это самый главный день православного церковного года. В этот день отмечается воскресение из мертвых Иисуса Христа. Победу добра над злом, света над тьмой символизирует этот религиозный праздник.

Надо сказать, что Пасху празднуют не только православные христиане, но и представители других «ветвей» христианства. Подобные праздники есть и в других религиях. Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она - начало весны, пробуждение природы.

Празднование Пасхи  многовековая традиция, поэтому мы просто расскажем о том, как на Руси издавна принято встречать Светлое Христово Воскресение.

У этого праздника всегда была и «развлекательная» сторона, правда, несколько приглушенная. Какие же развлечения приняты на Пасху? Устраивались всевозможные игры с пасхальными яйцами, хороводы, катание на качелях.

На Пасху принято было «христосоваться»  поздравлять друг друга с праздником, при этом родным и близким дарили крашеные яйца  символ жизни.

<v:shape alt="Изображение" id="_x0000_i1029" style="width:24pt; height:24pt" type="#_x0000_t75">Изображение</v:shape>

СТИХИ О ПРАВОСЛАНОЙ ВЕРЕ

Кудрявый ежик

Жил на свете славный ежик -

Тихий топот шустрых ножек,

Только, как он ни пригож,

На других он не похож.

Все ежи сердиты, колки,

На боках растут иголки,

А у нашего бедняжки -

Только нежные кудряшки.

Все ежи пыхтеть умеют,

Тронуть их никто не смеет,

Этот не умел пыхтеть -

Только песенки мог петь.

Потому по мхам и кочкам,

И березовым лесочкам

Место вы нашли б едва ли,

Где б его не обижали.

От обиды и от грусти

Ежик спрятался под кустик,

Побледнел и похудел,

Песен радостных не пел.

Выглянуть боялся он,

Тихо плакал под кустом.

Среди тех густых лесов

Тихо шел Иисус Христос,

Рядом проходя с кустом

Ежика увидел Он:

-"Что случилось, ежик бедный,

Отчего такой ты бледный,

Не играешь, не шумишь,

Только плачешь и дрожишь?"

-"Потому что я не колкий,

Не растут мои иголки,

За обиду не могу

Сдачи дать я никому.

Все меня лишь обижают,

И никто не утешает,

Всех стесняюсь, всех боюсь,

Оттого я в тень и жмусь".

Тут Спаситель улыбнулся

И рукою потянулся -

Ежика за лапку взял,

Очень ласково сказал:

"Я тебя люблю такого -

Шелковистого, смешного,

И вдвоем Моим путем

Мы теперь с тобой пойдем.

Я Своей святой любовью,

На кресте пролитой кровью

Исцелю тебя от ран

И Свою защиту дам.

Хорошо, что ты не колкий,

Не нужны тебе иголки,

Ты учись любить, прощать,

И сердечко защищать

Не иголками, не злобой,

А любовью светлой Бога.

Сочиним с тобою вместе

Много мы чудесных песен,

Будем детям возвещать

Про Господню благодать.

Путь открыт! Пойдем со Мною,

Светлой утренней зарею

Будем славить мы Отца,

Всемогущего Творца!"

Ежик взял и отряхнулся,

И Иисусу улыбнулся,

По Господнему пути

Очень он хотел идти.

И идя, он пел дорогой

Песни про Святого Бога,

Чтоб по всей земле плыла

Богу Дивному хвала.

Мост

- Чьи-то маленькие ножки

Постучали по дорожке,

Кто же вдруг пришел к нам в гости

В этот ранний час?

- Это милая овечка,

Шерстка в шелковых колечках.

Что расскажешь нам, овечка,

Чем порадуешь ты нас?

- Я пришла к вам с вестью доброй,

С вестью радостной и бодрой,

И сейчас я по порядку

Все вам расскажу.

Раз зашла я в лес огромный,

Страшный, сумрачный и темный,

Вдруг тропинку потеряла

И не нахожу.

В зарослях крапивы жгучей,

И в терновнике колючем

Я бродила, я плутала

В мрачной тишине.

Сердце плакало и билось:

"Вот совсем ты заблудилась,

И никто на целом свете

Уж не вспомнит о тебе!"

Тут мои ослабли ножки,

Я упала на дорожке,

Думая, что без сомненья

Мой конец настал.

Вдруг шаги я рядом слышу,

Что ночных туманов тише,

И спокойный, добрый голос

Вдруг меня позвал:

"Здравствуй, милая овечка,

Шерстка в шелковых колечках!

Я искал тебя по свету

Отдал много сил.

Исходил Я все дороги,

И Свои изранил ноги,

Чтоб спасти, тебя, малышка,

Кровь Свою пролил.

За тебя Я принял муки".

И Свои святые руки

Протянул ко мне Он тихо,

Поднял над землей.

Улыбнулся, обнял нежно,

И в любви Своей безбрежной

Он сказал: "Пойдем со Мною

В дом небесный Мой".

Шли мы тихо под луною,

Он беседовал со мною,

И Его спокойный голос

Боль унял и страх.

Большой град сверкнул зарею...

Только пропасть меж землею

И прекрасным, святым домом

Бога в небесах.

Стала я тогда боятся,

Что придется нам расстаться,

Потому, что через пропасть

Нету мне пути.

Он сказал мне: "Не пугайся

И во всем Мне доверяйся".

Поднял Он меня на руки

И помог пройти.

Там же, где ступали смело

Через пропасть в дымке белой,

В кровь израненные ноги -

Вдруг воздвигся мост.

- Кто же чудный твой Спаситель,

Твой прекрасный Избавитель,

Как зовут Его - скажи нам?

- Он - Господь, Иисус Христос!

Он велел идти мне к детям

И поведать всем на свете,

Что открыта всем дорога

В светлый Божий дом.

Хочет Он, чтоб не встречали

Вы ни горя, ни печали,

И для этого Господь наш

Стал для вас мостом.

Приходите поскорее!

Он Своим теплом согреет

И Своей любовью нежной

Детские сердца.

Он вас ждет! К Нему спешите,

Безбоязненно входите

В светлый дом Христа Иисуса

И Его Отца

<v:shape alt="Изображение" id="_x0000_i1025" style="width:24pt; height:24pt" type="#_x0000_t75">Изображение</v:shape>

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПЕСЕНКИ

ВЕРБОЧКИ

Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.

Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.

Дождик, дождик маленький,
Ветерок удаленький,
Не задуй огня!

В Воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для святого дня.

ПТИЧКИ В САДУ

Птички в саду, рыбки в пруду

Лань на бегу, цветы на лугу

Любит Спаситель этих и тех

А нас детишек больше всех

Узкоглазых корейцев, краснокожих индейцев

С черною кожей и с белою тоже

Любит Спаситель этих и тех

А нас детишек больше всех

Слушайте люди, Бог вас так любит

Что каждый час помнит о вас

Любит Спаситель этих и тех

А нас детишек больше всех

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

<pre> На кроватке из соломы</pre> <pre> Спит Иисус-малыш.</pre> <pre> В мягких ясельках в хлеву</pre> <pre> Ты, Иисус, лежишь.</pre> <pre> </pre> <pre> С малышом Мария-мама</pre> <pre> Рядышком сидит.</pre> <pre> Тихо песню напевает:</pre> <pre> Спи, малышка, спи.</pre> <pre> </pre> <pre> Спит ослёнок, спит ягнёнок,</pre> <pre> Наигравшись днём.</pre> <pre> Спи, мой маленький ребёнок,</pre> <pre> Дитятко моё.</pre> <pre> </pre> <pre> Над Землёй звезда восходит,</pre> <pre> Озарив восток.</pre> <pre> На кроватке из соломы</pre> <pre> Спит Предвечный Бог.</pre> <pre> </pre> <pre> <v:shape alt="Изображение" id="_x0000_i1030" style="width:24pt; height:24pt" type="#_x0000_t75">Изображение </pre></v:shape>

СКАЗКИ

о материнской любви

НАНАЙСКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

«Айога»

<v:shape alt="Изображение" id="_x0000_i1026" style="width:24pt; height:24pt" type="#_x0000_t75">Изображение</v:shape>

В роду Самаров жил один нанаец - Ла. Была у него дочка - Айога. Красивая девочка. Все её очень любили...

Айога загордилась. Стала рассматривать своё лицо. И понравилась сама себе. Смотрит, не может оторваться. Глядит не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде любуется. Совсем стала Айога ленивая. Всё любуется собой.

Вот однажды говорит ей мать:

- Пойди принеси воды, Айога!

Дочка отвечает:

- Я в воду упаду.

- А ты за куст держись, - говорит ей мать.

- Куст оборвётся! - отвечает Айога.

- А ты за крепкий куст возьмись.

- Руки поцарапаю...

Тут соседская девочка говорит матери Айоги:

- Я схожу за водой, мать.

Пошла и принесла воды.

Замесила мать тесто. Сделала лепёшки. На раскалённом очаге испекла. Увидела Айога лепёшки, кричит:

- Дай мне лепёшку, мать!
- Горячая она. Руки обожжёшь, - отвечает мать.

- Я рукавицы надену, - говорит Айога. 

- Рукавицы мокрые.

- Я их на солнце высушу.

- Покоробятся они, - отвечает мать.

- Я их мялкой разомну.

- Руки заболят, - отвечает мать. - Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет.

Взяла мать лепёшку и отдала соседской девочке. Рассердилась Айога. Пошла за дверь, на реку. Смотрит на своё отражение в воде.

А соседская девочка жуёт лепёшку. Стала Айога на девочку оглядываться. Шея у неё вытянулась - длинная стала. Говорит девочка Айоге:

- Возьми лепёшку. Мне не жалко!

Совсем разозлилась Айога. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости - так замахала, что руки у неё в крылья превратились.

- Не надо мне ничего-го-го! - кричит.

Не удержалась на берегу, бултыхнулась в воду Айога и превратилась в гуся. Плавает и кричит:
- Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая!..

Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла.

Только имя своё не забыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, не спутали, и кричит, чуть людей завидит.

- Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!

<v:shape alt="Изображение" id="_x0000_i1031" style="width:24pt; height:24pt" type="#_x0000_t75">Изображение</v:shape>

НЕНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

«Кукушка»

<v:shape alt="Изображение" id="_x0000_i1027" style="width:24pt; height:24pt" type="#_x0000_t75">Изображение</v:shape>

Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Вернутся к себе в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери.

Вот один раз летом ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали.

От жизни такой, от работы тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит:

- Детки, воды мне дайте... Пересохло у меня горло. Принесите мне водички.

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Старший говорит: - Я без пимов.

Другой говорит: - Я без шапки.

Третий говорит: Я без одёжи.

А четвёртый и совсем не отвечает.

Сказала тогда мать: - Близко от нас река, и без одёжи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!..

Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали.

Наконец захотел старший есть - заглянул в чум. Смотрит он, а мать посреди чума стоит. Стоит и малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, и доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный клювом ей стал. Вместо рук крылья выросли.

Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

Закричал старший сын: - Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей!

Тут побежали дети за матерью, кричат ей: - Мама, мы тебе водички принесли!

Отвечает им мать: - Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озёрные воды передо мной. К вольным водам лечу я...

Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой ей протягивают.

Меньшой сынок кричит: - Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама!

Отвечает мать издали: - Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я...

Так бежали за матерью дети много дней и ночей - по камням, по болотам, по кочкам.

Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей.

КОРЕЙСКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

«Материнская любовь»

Давным-давно в деревне, неподалёку от города Кэсона, жила бедная крестьянская семья. Муж работал на поле у богатого соседа, а жена пекла на продажу рисовые хлебцы. Так и жили они, сводя кое-как концы с концами.

И был у них сын Хан Сек Бон, которого они любили больше жизни. Дружно жила семья бедняка, пока не нагрянула на них непоправимая беда: отец тяжело заболел и умер. Умирая же, сказал он своей жене:

— Пусть наш сын будет учёным, и тогда все его станут уважать.

И жена пообещала мужу выполнить его последнее желание.

Когда Хан Сек Бону исполнилось семь лет, мать сказала:

— Пора выполнить волю отца. Десять лет предстоит тебе провести в учении. Ты познаешь за это время тысячу иероглифов, выучишь лучшие стихи, научишься медицине и прочтёшь книги философов. После этого ты сможешь выдержать экзамен в Сеуле и станешь учёным, как хотел отец.

Хан Сек Бон ушёл учиться в Кэсон, и мать осталась одна в своём маленьком домике. Никто в деревне лучше неё не пёк рисовых хлебцев. Они были и вкусны, и красивы, всегда одинаковые, ровные, пышные. И поэтому все соседи покупали хлебцы только у неё.

Не было такого вечера, чтобы мать не думала о своём мальчике. Она скучала без него, горевала и плакала. По ночам мать высчитывала, сколько лет, месяцев и дней пройдёт, прежде чем она увидит дорогого сына.

Но дней до встречи оставалось ещё много.

И вот как-то вечером мать услышала близ чиби чьи-то шаги. Она открыла дверь и узнала своего сына.

Мать видела, что Хан Сек Бон измучен дальней дорогой, ей хотелось броситься к мальчику, прижать его к своей груди.

Но она не сделала этого. Она даже не улыбнулась своему сыну, только спросила:

— Почему ты вернулся раньше времени? Разве ты уже постиг все науки и можешь держать экзамен?

Хан Сек Бон не ожидал такого сурового приёма от матери. Он заплакал и сказал:

— Я очень устал. Много десятков ли прошёл я пешком и не ел со вчерашнего утра. Накормите меня, а утром я всё вам расскажу.

Ах, как хотелось матери обнять своего сына, поцеловать его, накормить лучшим, что было в доме, и уложить на циновку! Но она ничего этого не сделала, а спросила снова:

— Разве ты уже постиг все науки, которые должен был познать за десять лет?

Сын ответил:

— Я изучил все науки, которые полагается пройти за десять лет, и потому вернулся к вам раньше времени.

— Тогда возьми кисточку, тушь, бумагу и напиши первые десять иероглифов, — сказала мать.

Когда сын вынул из мешочка, что висел у него на поясе, тушь и кисточку, мать задула огонёк светильника и сказала:

— Ты будешь рисовать в темноте иероглифы, а я — печь хлебцы.

Через некоторое время мать воскликнула:

— Хлебцы готовы!

И с этими словами она вновь зажгла светильник. Хан Сек Бон показал матери свою работу. В темноте иероглифы вышли некрасивые, неровные, и в нескольких местах были даже кляксы.

Тогда мать сказала:

— Посмотри на мои хлебцы.

Хан Сек Бон посмотрел на хлебцы. Они были ровные, красивые, одинаковые, аккуратные, точно мать пекла их при ярком свете.

А мать положила на плечо сына руку и промолвила:

— Возвращайся в Кэсон и приходи домой, когда минует срок и ты будешь знать в совершенстве всё, что полагается тебе знать.

Взмолился Хан Сек Бон:

— О, позвольте мне остаться хотя бы до утра! Я шёл к вам не останавливаясь много дней и ночей, и нет у меня силы снова идти в такой далёкий путь.

— Нет у тебя времени для отдыха, — ответила сурово мать. — Вот тебе на дорогу хлебцы — и прощай!

Пошёл Хан Сек Бон в темноте по горным тропам. Тяжела была дорога в древний город Кэсон. Не раз преграждали ему путь горные потоки и завывали поблизости дикие звери.

Хан Сек Бон шёл и горько плакал. Ему казалось, что мать несправедлива и жестока к нему, что она разлюбила его за те годы, что прожил он в Кэсоне.

Утром он развязал платок, в котором лежали хлебцы, и снова увидел, что хлебцы, испечённые в темноте, были прекрасны — один к одному, один к одному!

И тогда Хан Сек Бон впервые подумал: «Мать смогла в темноте выполнить хорошо свою работу, а я не смог. Значит, она делает своё дело лучше, чем я!».

Подумав так, Хан Сек Бон поспешил в Кэсон.

Прошло ещё пять лет — и вновь мать услышала вечером шаги у своего домика. Она открыла дверь и снова увидела сына.

Хан Сек Бон протянул к матери руки, но мать сказала:

— Все ли науки ты постиг, что пришёл домой?

— Все, — ответил сын.

И, вынув из мешочка бумагу, тушь и кисточку, он задул светильник.

Через десять минут Хан Сек Бон сказал:

— Можете зажечь светильник!..

Мать осветила комнату и подошла к сыну. Перед ней лежал лист бумаги, заполненный иероглифами. Иероглифы были все чёткие, ровные, красивые, один к одному, один к одному!

И тогда мать воскликнула:

— Как я ждала тебя! Как я соскучилась! Дай мне насмотреться на тебя, дай мне прижать тебя к своей груди!

…Прошли годы, и Хан Сек Бон стал знаменитым учёным. Когда же ученики спрашивали его, как он стал таким учёным, Хан Сек Бон отвечал:

— Материнская любовь научила меня не щадить себя, делать всё хорошо и честно. А кто делает всё хорошо и честно, тот может стать всем, кем захочет.

БЕСЕДЫ

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

- Ребята, давайте поговорим с вами о самом близком человеке. Вы можете назвать его? (это мама).

- Конечно, это мама! А как зовут ваших мам? (дети называют).

Мне мама приносит игрушки и конфеты

Но маму люблю совсем не за это.

Веселые песни она напевает

Нам скучно вдвоем никогда не бывает.

Я ей доверяю свои секреты,

Но маму люблю не только за это.

Люблю свою маму скажу я вам прямо:

Ну просто за то, что она моя МАМА!

- Ребята, у ваших мам не только разные имена, но и разная внешность. Как вы узнаете вашу маму?

- На какой цветок похожа ваша мама? (ответы детей)

- Что она любит делать? (ответы детей)

- Чему она вас научила? (ответы детей)

- Что она дарит вам на праздники и дни рождения? (ответы детей)

- А как вы мамам помогаете? (ответы детей)

- Конечно же, у вас самые хорошие, замечательные мамы. А хотите сделать для мам подарок? Вот посмотрите, какой волшебный сундучок. Давайте подберем для своей мамы самые нежные, самые ласковые слова и сложим их в свой сундучок. (мама ласковая, красивая, добрая, веселая, умная, нежная, любимая)

- Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали в сундучок для мамы.

- А кто знает поговорки, пословицы о маме? («При солнышке тепло, при матушке добро», «Куда матушка, туда и дитятко», «Мать кормит детей, как земля людей»)

- Молодцы, ребята! Давайте закроем наш сундучок, чтобы наши подарки не растерялись и не забылись.

«Расскажи о своей маме»

Педагог предлагает детям послушать рассказ о семье Павлика ( по рассказу М. Зощенко «Показательный ребёнок»).

Жил – был маленький мальчик Павлик. У него была мама. И был папа. И была бабушка. И вдобавок в их квартире жила кошка под названием Бубенчик. Утром папа и мама уходили на работу. Павлик оставался дома с бабушкой. Когда мальчик подрос, стал ходить в детский садик. Утром туда Павлика отводят мама или папа, а вечером забирает бабушка. Когда Павлик приходит домой, он играет с кошкой Бубенчиком, учит её ходить на задних лапах. Потом все приходят домой и собираются за столом. Мама и папа спрашивают, что у Павлика было интересного в садике и рассказывают о своей работе. Бубенчик тут как тут, ждёт, что ему тоже что – нибудь дадут.

Ориентируясь на этот рассказ, дети (с помощью педагога) рассказывают о своих семьях.

В процессе беседы можно задать детям следующие вопросы:

- Куда каждый из вас приходит с прогулки (из гостей, из детского сада)?

- Кто каждое утро будит вас, помогает собраться в детский сад?

- Кто ухаживает за вами, когда вы болеете?

- Кто поздравляет вас с днём рождения, дарит подарки?

- Кто покупает вам все необходимое? А что вам необходимо?

Педагог подводит детей к разговору о маме, о том, что мама самый дорогой и близкий человек. Педагог рассказывает о том, что о маме написано много стихотворений, существует немало пословиц  и поговорок.

С помощью педагога дети объясняют пословицу «при солнышке тепло, при матери добро».

- А как вы обращаетесь к маме, когда хотите выразить свою любовь к ней?

Педагог просит детей подумать и сказать, за что они любят своих мам.

- За то, что она покупает игрушки?

- За то, что она вкусно кормит?

- За что же? (Когда мне больно мама жалеет, лечит меня. Когда мне весело, мы вместе с мамой  смеемся, если мне грустно, то мама развеселит.  Мы с мамой вместе играем, гуляем.

- Молодцы, ребята! У всех мамы самые лучшие! <v:shape alt="Изображение" id="_x0000_i1032" style="width:24pt; height:24pt" type="#_x0000_t75">Изображение</v:shape>

ИГРЫ

Игра «Ехал Грека»

Цель: развитие двигательной активности, ловкости, внимания и речи.

По считалочке (например: Стакан, лимон, Выйди вон) выбираем водящего он вместе со всеми становиться вокруг стула или небольшого стола и начинает говорить скороговорку:" Ехал Грека через реку видит Грека в реке рак сунул Грека руку в реку рак за руку Греку цап". В ритме скороговорки все бьют одной рукой по столу в конце водящий должен ударить кого-нибудь по руке. В эту игру можно играть и вдвоем.

Игра «Краски»

Цель: развитие речи ребенка, внимания, памяти и закрепление знания цветов.

Выбираются "хозяин" и два "покупателя". Все остальные-"краски". Каждая"краска" придумывает себе цвет и тихонько называет его "хозяину". Когда все цветы названы, он приглашает одного из "покупателей". Тот стучит:

-Тук, тук.

-Кто там?

-Покупатель.

-Зачем пришел?

-За краской.

-За какой?

-За голубой.

Если голубой краски нет (хозяин говорит: Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки. Поноси, поноси да назад принеси)

Если покупатель угадал цвет, то забирает краску себе.

Идет второй покупатель разговор с хозяином повторяется так покупатели подходят по очереди, разбирая краски. Выигрывает тот, кто набрал больше красок.

Игра «Ручеек»

Цель: продолжать знакомить детей с традиционными народными детскими играми; содействовать развитию внимания, инициативы, смелости, дисциплины; воспитывать умение действовать в коллективе.

Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, которому пара не досталась, идет к истоку «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало "ручейка". И, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так "ручеек" движется долго, беспрерывно - чем больше участников, тем веселее игра.

Игра «Чехарда»

Цель: совершенствовать умения детей перепрыгивать через препятствия; содействовать развитию настойчивости в преодолении трудностей; способствовать укреплению связочно-мышечного аппарата.

Встаньте друг за другом с промежутками до пяти шагов. Голову пригните и сами присядьте, опираясь на согнутую в колене ногу. Последний разгибается и по очереди перепрыгивает через каждого стоящего впереди, опираясь руками о его спину. Играющие постепенно выпрямляются, увеличивая высоту прыжка. Каждый перепрыгнувший становится впереди. Кому прыжок не удастся, выбывает из игры.

Игра «Солнце»

Цель: действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Уметь расширять и сужать круг. Учить стремительному бегу.

Дети стоят по кругу. В центре «солнце» - ребёнок.

Гори солнце ярче, - Дети ходят

Лето будет жарче. - по кругу.

Я зима теплее, - Идут в центр.

А весна милее - Из центра обратно.

А зима теплее, - В центр.

А весна милее. - Обратно.

После слов «солнце» (ловишка) ловит детей.

Игра «Зайка»

Цель: закрепить умение выразительно передавать игровой образ, легко прыгать на 2-х ногах, легко, стремительно бегать.

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть       Стоят, хлопают в ладоши

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп – 2 раза

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо Зайке поскакать        Прыгают на двух ногах

Скок, скок, скок, скок

Надо Зайке поскакать.

Взрослый: Зайку кто-то испугал.  Дети убегают на места.

Игра - драматизация «Человек и животные»

Цель: закрепить у детей умение пользоваться простым распространенным предложением, правильно употреблять форму винительного падежа, закрепить навык диалоговой речи.

Животные и птицы пришли к человеку и сказали:

- Дай нам работу

- А что вы умеете делать?

Лошадь сказала: «Я буду возить грузы»

Овца сказала: «Я буду давать шерсть»

Собака – охранять дом

Курицы – нести яйца

Петушок – рано утром всех будить.

Игра «Король»

Цель: соотносить выразительное движение и производное слово, обозначающее профессию.

Кто-то из играющих по желанию становится Королем. Остальные считаются работниками. Король садится на определенное место, а работники отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься у него. Сговорившись, подходят и говорят: 

— Здравствуй, Король!

— Здравствуйте! — отвечает он.

— Нужны вам работники?

— Нужны.

— Какие? 

Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий (пильщика, лесоруба, пахаря, землекопа, швеи, повара, прачки и т. д.). Король должен назвать работу каждого, и если сразу назовет все верно, то работники убегают к назначенному месту. Король ловит их, и кого поймает, тот становится Королем, остальные же идут снова сговариваться насчет работ. Но если Король назовет изображаемую работу неверно, то называет ее во второй, в третий раз и т. д., пока наконец не угадает. Ловить работников Король может только тогда, когда они еще не добежали до назначенного места, и если не поймает никого, то опять остается Королем на следующую игру. Большой интерес игры заключается в том, чтобы выбрать такую работу, которую трудно было бы угадать, а через это заставить Короля подольше исполнять свою роль. 

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Консультация для родителей

« Роль семьи

в воспитании патриотических чувств у дошкольников »

Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.

 В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

 Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности) .

Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Рекомендации для родителей.

  1. Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
  2. Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
  3. Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
  4. Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
  5. Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  6. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
  7. Расширяйте собственный кругозор.
  8. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  9. Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
  10. Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

<v:shape alt="Изображение" id="_x0000_i1028" style="width:24pt; height:24pt" type="#_x0000_t75">Изображение</v:shape>

Консультация для родителей

«Духовно-нравственное и патриотическое воспитание»

Одной из главных задач , которая заложена в «Программе обучения и воспитания в детском саду» , является духовно-нравственное и патриотическое воспитание

В настоящее время  проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания очень актуальна . В современном мире сложилась такая ситуация , что молодёжь потеряла интерес к культуре и не интересуется своими истоками.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития  ребёнка, стартовый период всех человеческих начал . В воспитании ребёнка огромное значение имеет пример взрослого, поэтому именно от нас зависит  насколько этот фундамент будет прочен. Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа , т. к. обращение к отечественному наследию , воспитывает уважение , гордость за место , где живёшь. Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину , надо с детства научить любить свой город , край , где он родился и вырос , природа , которая его окружает , познакомить с культурными традициями своего народа , привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.

Народное творчество и искусство – вечный и чистый  источник . В чём бы народ наш не проявлял , сразу видно что из глубины души , а душа русского народа добра и красива. Русский народ не должен терять свой нравственный авторитет среди других народов , заслуженный русской литературой и искусством. Поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью личности.

Воспитать духовно-нравственную личность  и патриота своей Родины  - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия нас – воспитателей и вас – родителей , ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты .

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.